Внимание! Инвентаризация!

риближается дата финансовой отчетности по результатам 2018 года. Это означает, что на предприятиях и в организациях уже должны проводиться мероприятия для обеспечения достоверного представления информации про активы и обязательства.
Среди таких мероприятий, вне всякого сомнения, важнейшим является проведение инвентаризации.
Напоминаем собственникам и руководителям субъектов хозяйствования, что инвентаризация необходима не только для формирования финансовой отчетности для широкого круга пользователей.  Ее результаты свидетельствую, прежде всего, про способность управленческого персонала надлежащим образом сохранять и эффективно использовать имеющиеся ресурсы в интересах собственников. Именно фактическое наличие активов является одним из условий возможности получения в будущем дополнительной экономической выгоды от их использования.
В то же время, очень часто проведение инвентаризации субъектами хозяйствования ограничивается формальным пересчетом активов и обязательств, а также – составлением соответствующих обобщающих документов. 

В случае определения наличия денежных средств под влиянием требований нормативных документов как минимум пытается избегать любых отклонений, а как максимум – применяет эффективные механизмы их урегулирования. Однако, рассмотрение и детальный анализ результатов инвентаризации других активов и обязательств выполняется исключительно в контексте урегулирования расчетов по налогам и другим обязательным платежам. 

В связи с этим возникает ряд проблем, нерешенность которых приводит к невозможности ответить на следующие вопросы собственников:

1) Где наши деньги? Ответ на этот вопрос дадут остатки своевременно не инкассированной дебиторской задолженности и материальных активов, которые полностью или в разобранном виде хранятся десятилетиями на складе в связи с тем, что на их перекомплектацию и/или распродажу (из-за невозможности использования в современных технологических процессах) у руководства «нет времени»;

2) Можем ли мы рассчитывать на дополнительные инвестиции и кредиты? Для ответа на этот вопрос необходимо определить фактическое наличие активов, поскольку должностные лица субъекта хозяйствования неспособны обеспечить сохранение собственного имущества, то кто рискнет (и насколько приемлемым будет риск) доверять таким людям ресурсы, которые им не принадлежат;

3) Не обворовывают ли нас люди, которым мы доверили руководство компанией? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно по результатам инвентаризации определить недостачу определенных активов, связанную с так называемым «человеческим фактором».

Адекватные ответы на приведенные и другие вопросы могут способствовать решению еще одной проблемы, а именно – возможности компенсации реальных убытков вследствие потери активов. При этом, следует обратить внимание на то, что, к сожалению, забывают руководители субъектов хозяйствования. А именно: согласно действующей редакции Постановления Кабинета министров Украины от 22 января 1996 года №116, остаток средств после возмещения убытков, причиненных предприятию, организации, учреждению, с учетом фактических затрат предприятия на восстановление поврежденных или приобретение новых материальных ценностей и стоимости работ по их восстановлению, перечисляется в государственный бюджет!

В то же время, следует отметить, что качество проведения инвентаризации является одним из факторов доверия к данным финансовой отчетности. Соответствующая оценка качества может быть предоставлена аудитором.

Поэтому, субъектам хозяйствования, которые проходят аудит финансовой отчетности необходимо уже заключать договора с аудиторскими компаниями и приглашать их представителей для наблюдения за процессом инвентаризации. Чем раньше аудиторы начнут свою работу, тем более обоснованным будет их суждение относительно финансовой отчетности клиента!
 

Возникли вопросы?

Оставьте свои контакты и наши эксперты обязательно с Вами свяжутся